Вывоз мусора для юридических лиц

Вывоз мусора для юридических лиц

В 1998 году Правительством РФ был принят Закон «Об отходах производства и потребления». На протяжении двадцати лет планомерно выстраивалась концепция, регламентирующая вывоз мусора для юридических лиц и населения, тестировались методы контроля и отчетности по обращению отходов, определялись и устанавливались нормы вывоза мусора для юридических лиц в соответствии с видом их деятельности, в различных регионах страны.

С 1 января 2019 года, завершен переход на новую систему обращения с ТКО – твердыми бытовыми отходами (ранее применялась аббревиатура ТБО – твердые бытовые отходы), и в рамках нацпроекта «Экология» стартовала «мусорная реформа», а основной закон, с внесенными в него за это время поправками, заработал в полную силу.

Цель мусорной реформы не нова – ликвидация незаконных свалок отходов и улучшение экологической обстановки в стране, особенно, в регионах с высокой плотностью населения. Новым можно назвать подход к решению данной задачи.

Теперь законодательно ответственность за обращение мусорных отходов разделена между региональным оператором, осуществляющим их вывоз, сортировку и последующую переработку для вторичного использования, и собственником отходов – юридическим лицом или ИП, в результате хозяйственной деятельности которого мусор образуется.

Обращение отходов: основные законодательные аспекты для юридических лиц

Нормативная база в сфере обращения отходов для субъектов хозяйствования

Обращение отходов для юридических лиц регламентирует несколько законных и подзаконных актов:

  • Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ N 309-ФЗ 30.12.08 г.);
  • Федеральный закон № 483-ФЗ от 25.12.2018 г. «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"»;
  • Письмо Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 "О направлении информации по применению положений Федерального закона № 503-ФЗ от 31.12.2017 г.
  • регламентирует обязанности и порядок отчетности юридических лиц в сфере обращения отходов;
  • Постановление Правительства РФ № 269 от 04.04.2016 г. (с дополнениями и уточнениями от 27.02.2018 г.)
  • регламентирует порядок расчетов норм накопления ТКО с учетом региональной принадлежности, вида деятельности юридического лица или ИП, кода ФККО;
  • Приказ Росстата № 766 от 12.12.2019 г. Об утверждении годовой формы федерального статнаблюдения  № 2-ТП (отходы);
  • Постановления Правительства РФ № 255 от 03.03.2017 г. , № 1904 от 27.12.2019 г.
  • регламентируют порядок исчисления и платы по НВОС.

Изменения в нормативной базе, коснувшиеся юрлиц

Базовый закон «Об отходах производства и потребления», принятый в 1998 году претерпел ряд изменений, устанавливающих обязанности субъектов хозяйствования – юридических лиц в сфере обращения отходов.

Наиболее важные документальные поправки были внесены ФЗ № 503, они коснулись таких определяющих факторов, как:

  • лицензирование деятельности юридических лиц;
  • классификации отходов производства;
  • требований к обращению с отходами;
  • реализации систем, нормирования, учета и контроля отходов I-IV кл. опасности;
  • ответственности юридически лиц за НВОС, нарушение норм накопления и  размещения отходов, предоставление информации и отчетности в сфере обращения ТБО.

Что по факту меняется для юридических лиц в их повседневной работе с отходами?

  1. Договор на вывоз мусора теперь является не единственным документом, который регулирует работу участников системы обращения отходов – еще одной обязательной нормой становится паспортизация отходов в Росприроднадзоре в соответствии с классификатором ФККО.
  2. Выполнение установленных нормативов утилизации теперь подтверждается не только Договором на вывоз ТКО, но и расширенным пакетом отчетов о выполнении утилизационных норм.
  3. Ужесточена ответственность юридических лиц за нарушения в сфере обращения с ТКО.

Участники программы обращения с отходами

Закон определяет трех основных участников системы обращения ТКО:

  • собственник – юридическое лицо или ИП, хозяйственная или производственная деятельность которых приводит к образованию отходов;
  • региональный оператор – ключевой участник в системе обращения с ТКО, на которого возлагаются функции сбора, транспортировки, переработки, обеззараживания и конечной утилизации;
  • Росприроднадзор – ведомство, на которое возложены надзорно-управляющие функции, право лицензирования на обращение отходов и контроль за деятельностью участников системы обращения ТКО через документальную отчетность (по форме ТП-2 (отходы)).

Актуальный регламент действий юридических лиц в сфере обращения отходов

Законодательные акты и отраслевые нормативные документы определяют порядок действий субъектов хозяйствования (собственников отходов) на получение лицензии Росприроднадзора на обращение отходов и организацию взаимодействия со вторым участником системы обращения ТКО – региональным оператором.

В соответствии с действующими нормами юридические лица должны:

  1. Провести паспортизацию отходов, образующихся в результате производственной или хозяйственной деятельности, в соответствии с общероссийским классификатором. Если состав ТКО собственника не соответствует перечисленным в ФККО, инициировать процедуру их стандартизации, присвоения персонального кода и внесения последнего в каталок классификатора.
  2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 269 от 04.04.2016 г. и объемами производства, произвести расчет норм накопления ТКО.
  3. Заключить с региональным оператором договор на вывоз и утилизацию ТКО с учетом нормативов накопления.

Нормы накопления мусора для юридических лиц

В соответствии с п.1ст18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.98 г. , юридическим лицам устанавливаются нормативы образования ТКО. Порядок определения нормативов накопления ТКО для субъектов хозяйствования установлен в Приложении к Постановлению Правительства РФ № 269 от 04.04.2016 г.

Обобщая содержание этих нормативных документов, следует отметить, что для юридических лиц нет единого установленного норматива накопления мусора.

Этот показатель для субъектов хозяйствования разнится, и зависит от:

  • региональной привязанности (фактического местоположения объекта производства, продаж, оказания услуг и проч.);
  • категории объекта, которая определяется уполномоченным органом;
  • объемов производственной деятельности юридического лица.

При определении норматива учитываются данные о массе и объеме ТКО. Выражается норматив в количественных показателях этих данных на одну расчетную единицу, причем РЕ устанавливается уполномоченным органом отдельно по каждой категории объекта образования мусора.

Детальные правила и формулы определения средних показателей массы и объема (по отношению к временному периоду), используемых для расчета нормативов накопления мусора, отражены в п.п. 15-22 Постановления № 269 от 04.04.2016 г.

Документооборот между участниками системы обращения отходов

Взаимодействие с региональным оператором

Взаимодействие собственника отходов и регионального оператора, регламентируются договором, который стороны обязаны заключить в соответствии с п.4 ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».

П.5 данной статьи устанавливает, что для оформления взаимодействия участников используется типовая форма Договора на оказание услуг по вывозу ТКО, и оставляет за сторонами соглашения право дополнять его условия с учетом особенностей деятельности заказчика или иных факторов.

Одновременно законодатель оставляет за юридическим лицом - собственником отходов право отказаться от заключения договора на оказание услуг с региональным оператором. Такое право у субъекта хозяйствования, в результате деятельности которого образуется мусор, возникает в том случае, когда в границах принадлежащего ему земельного участка, на законных основаниях расположен объект размещения ТКО (п.6 ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

Так же это право у собственника отходов возникает в том случае, если объект размещения ТКО находится на территории участка, сопряженного с границами участка юридического лица. Однако в этом случае субъекту хозяйствования потребуется подтверждать передачу отходов документально.

В соответствии с нормами приведенных законов и подзаконных актов, заключение договора с региональным оператором на оказание услуг по вывозу ТКО стало обязанностью собственника мусора.

Ответственность собственника отходов конкретно за отказ от заключения договора об их вывозе в законодательных нормах отсутствует, и по общей практике, в случае незаключения такого договора, на субъект хозяйствования распространяется ответственность, установленная положениями ч.1 ст.8.2.1 КоАП РФ – наложение штрафа в размере от 100 000 до 250 000 рублей. При повторном нарушении (ч.2 ст.8.2.1 КоАП РФ) – от 250 000 до 400 000 рублей, либо приостановление деятельности в административном порядке на срок до 3 месяцев.

Отчетность юрлиц в Росприроднадзор

Для результативности мусорной реформы Правительство сформировало максимально прозрачную и детализированную систему отчетности в сфере обращения отходов.

Какие отчеты и документы субъект хозяйствования - юридическое лицо предоставляет третьему участнику системы обращения отходов – Росприроднадзору?

  1. Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (ранее – отчет МСП). В настоящее время Минприроды пояснило некоторые детали, относительно указаний на статус отчитывающегося (МСП), и указало на нелогичность и недопустимость деления на субъекты предпринимательства, в связи с чем данная формулировка больше не используется.
    • Для данного вида отчетности допустимо только деление по категории ОНВ. Учитывая это, данный вид отчета должны предоставлять только субъекты хозяйствования, эксплуатирующие ОНВ, которым присвоена III категория. Форма отчетности сохранена;
  1. Статотчет формы 2-ТП (отходы)Обязательный ежегодный отчет, который сдают юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения ТКО, операторы и региональные операторы.
    • Освобождены от предоставления данного вида отчета субъекты хозяйствования, относящиеся к субъектам МСП, при условии наличия договора по обращению отходов с региональным оператором, не осуществляющие деятельности по обращению с отходами, а также если в результате их деятельности образуются ТКО массой не более 0,1 т.;
  1. Декларация. Отчет об оплате за негативное воздействие на окружающую среду. Предоставляется субъектами хозяйствования, установленными нормами ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.02 г.). Предоставляется в Роспотребнадзор до 10 марта, внесение оплаты производится до 01 марта.
  2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Предоставляется в контролирующее ведомство до 01 апреля, всеми субъектами хозяйствования, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1342 от 08.12.15 г.;
  3. Отчет по НВОС. Предоставляют юридические лица - субъекты МСП, указывая поквартальную и остаточную оплаты взносов, лимит согласованных норм, сверхлимитные показатели, сумму оплаты за превышение накопления отходов;
  4. Отчет по уплате экологического взноса. Уплачивается субъектами хозяйствования, установленными нормами п.2 ст 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г., до 15 апреля, по ставке, рассчитываемой согласно п.5 данной статьи;
  5. Паспорт отходов.